г. Хабаровск, ул. Салтыкова-Щедрина 83 Смотреть на карте
ПН-ВС 09.00 - 20.00 без выходных. Прием пациентов только по предварительной записи. ЗАПИСЬ ПАЦИЕНТОВ С 9.00 - 21.00
с 9:00 до 21:00 + 7 (999)-087-66-70
с 9:00 до 18:00 + 7 (4212) 61-56-97


Детская агрессивность

Сегодня я вам расскажу о такой проблеме, по которой родители довольно часто обращаются к детскому психологу, как «детская агрессивность». Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.

Детская агрессивность

Данная тема весьма актуальна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.

Надо сказать, что детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. Родителям не стоит бояться детской агрессивности. Нет ничего ужасного, когда она проявляется в ответ на какие-то внешние события. Чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, родителям необходимо разобраться в причинах агрессивности и определиться с тем, как себя вести  при этом? Родителям хочется, чтобы ребенок рос добрым, отзывчивым. Но это так трудно, когда вокруг столько агрессии.
Чаще всего агрессивным называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка. При этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. У некоторых детей такое поведение возникает чаще, чем у других. При этом необходимо различать, что является естественным для данного периода развития, а какая агрессия является устойчивой чертой характера ребенка. Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, причиняет боль другим детям или взрослым, угрожает, грубит, не торопитесь делать выводы по поводу его агрессивности, не спешите «принимать меры». Вначале нужно понаблюдать за ребенком, попытаться понять, что стоит за его агрессией. Может, малыш чем-то разочарован? Или ему чего-то хочется, но он не может это получить? Доставляет ли ему удовольствие обижать кого-то или таким способом он вынужден защищаться?

Любой из нас в ответ на конфликтную ситуацию, несправедливое отношение, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Разница заключается лишь в том, что взрослый может управлять своими эмоциями и конструктивно их выражать. Ребенок же ещё не может регулировать свое поведение социальными нормами и волевыми усилиями.

Ребенок бурно выразит свое недовольство, не заботясь о том, как он при этом будет выглядеть в глазах окружающих его взрослых. Он начинает визжать, кричать, кидаться на пол. Родителям бывает стыдно за такое поведение сына или дочери, они пытаются «сражаться», чтобы добиться победы: упрашивают, ругают, кричат, шлепают…Результат этого «сражения» - агрессия малыша.
В 3 года агрессивное поведение ребенка – это, скорее всего его протест против власти взрослых. И после наказания агрессия лишь возрастает. Теперь ребенок будет делать все «назло».

Если Вы не выдержите и сдадитесь, то ребенок быстро поймет, каким способом у него получилось добиться желаемого результата, и стиль такого поведения закрепится у него надолго.
К 4-5 годам ребенок уже способен контролировать свои эмоции, учитывая социальные нормы, он уже понимает, как можно себя вести, а как нельзя.
После 5-6 лет агрессивное поведение ребенка – это уже специфическая форма его взаимоотношений с другими людьми.

Разберемся, какие причины могут вызывать агрессию. 
Следует иметь в виду, что агрессивность чаще всего встречается при психических заболеваниях. Терапия данного вида агрессивности заключается  в медикаментозном лечении, назначаемом врачом. Но тема нашего разговора анализ причин агрессивности, связанных с психологическими особенностями каждого возраста. 

Можно выделить несколько основных причин детской агрессивности:

• Борьба за внимание
Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он хочет, таким способом привлечь к себе внимание. 
• Обида на родителей
Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины могут быть разными: появление младшего ребенка в семье, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание…
• Неуверенность в себе
часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае агрессия выступает как защитная реакция.
Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в устойчивое агрессивное поведение или исчезнет, не оставив и следа.
Что провоцирует агрессию. 
В раннем детстве один из главных путей познания окружающего мира – подражание. Малыш стремится во всем подражать своим родителям. Если вы кричите на него, бьете, он отвечает вам тем же, считая, что такое поведение дозволено.
Чрезмерно строгие наказания вынуждают ребенка скрывать свой гнев в присутствии родителей, но он может проявлять жестокость в других ситуациях.

Беспомощность родителей, уступчивость, отсутствие рамок и границ при воспитании также способствует возникновению неконтролируемой агрессии ребенка. Родители должны быть тверды и решительны в своих требованиях и запретах. В противном случае ребенок будет манипулировать вашими слабостями. Устанавливая какой-либо запрет или ограничение, стоит сказать ребенку: «Я тебя люблю, но я не разрешаю тебе брать спички».
Советы родителям

• Прежде всего, попробуйте выяснить, что же является истинной причиной агрессивного поведения вашего ребенка.
• Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками. Чаще говорите ему о том, что любите его.
• Обсудите с ребенком его эмоции. Расскажите, что все люди иногда злятся и сердятся. Это чувства. Это нормально. Научите, как можно правильно выразить свой гнев.
Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. 

Существует множество видов агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов.
По целенаправленности отмечается агрессия, совершаемая как средство достижения результата (ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и  агрессия, которая выступает как действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту.
По открытости проявления выделяют прямую агрессию, которая направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, и косвенную, когда агрессия обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения, но более доступные для проявления агрессии.
По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба).

Жизнь ребёнка, в первые годы, всецело зависит от родителей: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают чувством любви. Одним из механизмов привлечения ребёнком внимания к себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Поэтому первые проявления агрессивности у ребёнка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит ножками, бьёт ручками, пытаясь привлечь к себе внимание. Вариантов реагирования родителями на действия ребёнка много. Но есть крайние из них, которые могут привести к тому, что ребёнок вырастет чрезвычайно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребёнка, или родители вообще не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение родителями ребёнка. Но даже при адекватной реакции родителей на подобную активность маленького ребёнка, направленную на достижение желаемого, может вырасти агрессивный ребёнок.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы.
Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Если подобное поведение ребёнка вызывает неодобрение у взрослых, ребёнок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего контроля часто сочетается со стремлением быть похожим на знакомого человека. Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.

Думается родителям, будет, небезынтересно знать о том, как в зависимости от проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:
  1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
  2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и низкая фрустрационная толерантность: малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.
  3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
  4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.

И, наконец, хочется рассказать о различиях в проявлении детской агрессивности
Ребёнок дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых. Родителям, педагогам рекомендуется не спешить с заступничеством, а предложить ребёнку попробовать самому разобраться. Иначе дети не научатся грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справлять со своей агрессией и с агрессией других детей в их адрес.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии чаще являются группировки ребят. Агрессивное поведение становится более организованным. Дети приобретают навыки конструктивного общения. Враждебная агрессия в этом возрасте уже начинает преобладать над инструментальной. Дети чаще решают проблемы в своём кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых.
Подростки уже могут реализовать свою агрессию, проявляя её открыто, получая тычки и жизненный опыт, либо пряча и подавляя, становясь послушным пай-мальчиком (девочкой). Подавленная агрессия может обернуться неврозом либо психосоматическим заболеванием.
Мальчики проявляют свою агрессию более открыто, грубо. Их агрессивность менее управляема. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Они довольно рано заменяют физическую агрессию вербальной. Но агрессивность девочек часто завуалирована и внешне менее заметна, зато более эффективна.

Медицинский психолог медицинского центра неврологической диагностики «АИСТ» г. Хабаровска Петрова С.А.
Анонимный опрос удовлетворенности качеством медицинских услуг
Вступление
В нашем медицинском центре проводятся мероприятия, направленные на повышение доступности и улучшение качества медицинских услуг. Пожалуйста, уделите немного времени заполнению данной анкеты. Для нас важно узнать Ваше мнение (как положительное, так и критическое) о наших услугах и работе наших сотрудников.

Ваши ответы помогут нам оценить и улучшить нашу работу. Мы гарантируем анонимность Ваших ответов. Заранее благодарим Вас за участие в опросе.

С уважением, Коллектив ООО "МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ "АИСТ"
Укажите ваш пол
Как вы нашли сайт нашего медицинского центра?
Какова причина вашего обращения в наш медицинский центр?
Оцените наш сайт: удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации, доступной на официальном сайте медицинской организации?
Насколько сложно ориентироваться на нашем веб-сайте?
Оцените стоимость наших услуг по сравнению с другими медицинскими центрами которыми вы пользуетесь
Оцените, пожалуйста, по 10 бальной шкале насколько вам удобно было записаться к врачу
Оцените пожалуйста по 10 бальной шкале насколько подробно администратор ответил на интересующие вас организационные вопросы
Что по вашему мнению нам следует добавить или улучшить в работе нашего сайта для удобства пациентов
Что послужило ключевым фактором при выборе нашего медицинского центра среди рассматриваемых вами вариантов
Чего по вашему мнению не хватает в нашем медицинском центре по сравнению с известными вам
Поздравляем!
Вы успешно прошли наш опрос, не закрывайте эту страницу идет обработка данных и генерируется ваш скидочный купон
идет обработка данных ...
Пройти опрос и получить скидку