Медицинский центр неврологической диагностики "АИСТ"

Мы работаем с пн-вс 09.00 - 20.00 без выходных.

Прием пациентов только по предварительной записи

ЗАПИСЬ ПАЦИЕНТОВ С 9.00 - 22.00

+ 7 (999) 087 66 70

г. Хабаровск

ул. Салтыкова-Щедрина 83

aist.newrolog@yandex.ru

Связаться с нами

Слуховые вызванные потенциалы

Здравствуйте уважаемые слушатели.

Я, врач центра неврологической диагностики «Аист» , зовут меня Суслова Наталья Федоровна

И мы продолжаем нашу экскурсию в область сравнительно новых методов изучения и понимания работы человеческого мозга, а именно -вызванные потенциалы.

В настоящее время известно 5 модальностей вызванных потенциалов: слуховые, зрительные, соматосенсорные, вегетативные, когнитивные.

И сегодня мы переходим к слуховым вызванным потенциалам.

В нашей голове происходит постоянная обработка поступающих из окружающей среды сигналов: будь- то зрительные или слуховые, двигательные или чувствительные.

И от целостности звеньев органов чувств зависит, к примеру-в раннем возрасте, когда ребенок заговорит, или встанет, - в школьном возрасте - насколько будет успешен в учебе .

И сможет ли вдумчиво оценить свои возможности выбрав конкретную профессию.

Дело в том, что система анализаторов- а именно областей головного мозга где они находятся (височная, затылочная, лобная) созревает неравномерно.

В каждом возрасте (особенно до года)- зрительный, слуховой, двигательный анализатор в норме претерпевает определенные изменения из-за продолжающихся процессов созревания .

Однако, у детей с перинатальной патологией - физиологическое постнатальное созревание органов чувств происходит по измененному «сценарию». И на каком этапе подставить «дружеское плечо» в виде медикаментозного лечения - можно решить после проведения соответствующей диагностики.

Сегодня мы остановимся на слуховых ВП.

Цель метода- оценка слуховосприятия на уровне слухового нерва, ствола головного мозга и корковых центров- куда приходит звуковая информация.

Возможность слышать окружающие звуки, особенно в первые 2 года жизни ребенка - является непременным условием для формирования у ребенка речи, познания, мышления и К ЭТОМУ ВОЗРАСТУ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ОКОЛО 200-300 СЛОВ.

Лишение ребенка человеческой слухоречевой обстановки в первые 2 года жизни- к примеру патология слуха при рождении( наследственная , из-за недоношенности, длительной желтухи), или все мы знаем про феномен Маугли –когда дети взращенные в стае зверей не понимали ни человеческой речи ни норма поведения- и попытки их сделать людьми ( когда они в возрасте 6-8 лет были возвращены) не увенчались успехом.

На этом примере иллюстрировано насколько важно окружение, равно как и хорошее звуковосприятие для формирования речи у ребенка. Ведь дети –маугли разговаривали НО только на языке своего окружения

Как же происходит слуховое восприятие?

Дело в том, что слуховосприятие имеет как бы 2 большие части- с одной стороны первичное слуховое поле, которое спрятано в глубине височной доли и находится у извилины Гешля поле 41 и 42, а с другой стороны-огромная система управления органами звукопроизводства, а именно- горлом, гортанью, языком- это зона Брока, локализованная в лобной доле. Благодаря команде именно отсюда - мы говорим.

Немного скажу о первичном слуховом поле.

Дело в том , что долгое время зоне Вернике приписывалась эта функция.

Это не верно. Как было сказано выше - первичное слуховосприятие происходит в области извилины Гешля.

И восприятие звуков происходит тонотопически, что это значит?

У нас целый комплекс ядер и центров, начиная от внутреннего уха ,который тянется и передает импульсы в центры коры головного мозга и имеет очень длинную неврологическую историю. Куда входит - только перечислю для ужаса слушателей - верхние и нижние кохлеарные ядра, нижняя олива, ядра латеральной петли (3 ядра-соответственно для высоких, средних и низких частот) Высокочастотные у человека исчезают.

Затем, слуховые пути поднимаются вверх и образуют задние бугорки 4-холмия, где берет начало слуховой старт-рефлекс (неосознанно, в случае опасности- резкого звука- при хлопке ребенок вздрагивает),

Другая частьволокон входит в медиальное коленчатое тело -структура таламуса,возникшая для того, чтобы переключать волокна слуховой системы в головной мозг и именно в извилину Гешля. Здесь, каждая клетка связана с определенной частотой . И если у талантливого композитора из-за кровоизлияния к примеру- часть клеток погибла- он становится профнепригодным

А что же такое зона Вернике?

Зона Вернике это не первичное, а вторичное слуховое поле (22 и 21 и переходное 21-38 поле). Благодаря которой, мы не только слышим, но и понимаем речь.

Весь это ужас я рассказываю не для того , чтобы запутать вас, а для того, чтобы Вы в полной мере смогли представить всю сложность слухового пути , часть которого дана от рождения, другая- формируется в течении первых 2-х лет жизни.

И к году - это путь должен быть сформирован!!! Залогом этого является начало речевой продукции

Максимум связей между областями головного мозга ответственных за речь – образуется в первые 2 года жизни. И образуются они только по требованию.

Т. е если ребенок слышит и подражает языком набор звуков, слогов - значит идет активный рабочий процесс связеобразования между виском и лбом, где находятся двигательные центры. А если Вы просто садите ребенка перед экраном компьютера (просмотр якобы учебных мультфильмов или «полезных» передач даже с использованием джостиков и прочее)и надеетесь на то что ребенок «поумнеет», начнет говорить, лучше двигаться… Здесь я позволю поставить многоточие.. Уж пусть лучше играет в игры по возрасту- больше пользы для развития, да и здоровья.

Очень интересный пример про любителя поиграть на компьютере в гонки и вышедшего на очень высокий уровень игры. Однако ,в реальности, когда он сел в гоночную машину- оказался полный ноль. И былые победы за компьютером в виртуальной жизни- обнулились в жизни реальной. Да , компьютерные технологии для восстановления утраченных навыков – полезны. НО не подходят для приобретения новых.

Итак, процесс связеобразования свершился, затем присоединяется и смысловая обработка слов, и формируются дополнительные связи с такими отделами головного мозга как: верхняя и нижняя теменная область, префронтальная кора.

В случае проблем слуховосприятия(отиты, длительная желтуха, недоношенность, перинатальная патология) - связи с соседними слухоречевыми областями практически не образуются (а на один нейрон в норме приходится от 100тыс до миллиона связей).

А что же с этими клетками происходит, а все просто- они используются мозгом для передачи не звуковой(двигательной, чувствительной ) информации. И «вернуть» их после 2-х лет бездействия к выполнению слухоречевой функции-крайне сложно

Почему же так важно вовремя заговорить(?)

Дело в том, что мы думаем - словами. Прежде чем вслух что-либо сказать или написать, мы проговариваем это про себя (к примеру- в 3 раза быстрее , чем вслух ) .

При это происходят микросокращения мышц языка, лица, губ, гортани, глотки- практически невидимые глазом. Поэтому, как (позитивно-негативно) думал человек в течении всей жизни, какие мимические мышцы он напрягал- так и выглядит он к старости( ну за исключение бездумых дурачков- у них все красиво).

Или, если мы понаблюдаем как ребенок пишет – забавно - он высовывает язык (говорит про себя , и потом -напишет).

С этим же, с ограничением словарного запаса- связано и ограничение мышления - при малом запасе слов при выступлении на собраниях -кряхтим, бе - каем, э- каем (тянем время для того чтобы наконец-то найти нужное слово в голове -проговорить его про себя- и только потом изречь вслух).

Вот элементарная схема звуковосприятия и звукопродукции.

Если мы продолжим дальше, то выясняем, что область Вернике отвечает не только за слуховой анализ, но и за вестибулярную функцию и соединена с центром письма ( находящемся в лобной области). Недаром опытные неврологи, по почерку ( по соотношению букв между собой, написанию слов, расположению их на листке бумаги) определяли - все ли благополучно с височной областью. Но об этом в следующих передачах.

Если ребенок в 4 мес (период раннего доречевого развития) не гулит;

к году не говорит (в 1г 3 мес- ребенок должен знать около 30 слов). ,

косноязычен-

это повод озадачиться: а все ли у ребенка благополучно ?

Как проверить(?)
И тут мы возвращаемся к началу разговора, а именно к объективной(т.е. без участия со стороны пациента) диагностике, именуемой -слуховые вызванные потенциалы.

Известно 3-типа КСВП

. Коротколатентные- исследование проведения от слухового нерва-до ствола головного мозга- нижних бугров 4-холмия( где находится слуховой страт-рефлекс).

СВП на пороги восприятия ( громкость)- одному ребенку нужно громко говорить, другому нет. Почему(?). Данный метод-направленное исследование самого начала слуховосприятия - улитки, откуда начинается слуховой нерв

И наконец – длиннолатентный слуховой ВП – проведение звука до тех самых корковых центров, благодаря которым мы понимаем обращенную к нам речь.

Показания для проведения слуховых вызванных потенциалов

•У детей до 4-х мес с тяжелым перинатальным анамнезом

•Длительная желтуха новорожденного с высокими цифрами билирубина

•Громкоговорение

•Проблемы с чтением, письмом.

•Отиты

•Часто болеющие дети.

•Задержка речевого развития у детей

•Снижение успеваемости в школе

•Косноязычие

•НМК на уровне ствола головного мозга

•Динамика СВП на фоне лечения.

•Демиелинизрующие заболевыания ЦНС-рассеянный склероз.

•Черепно-мозговая травма

•Шум в ушах

•Сенсоневральная тугоухость.

Кто направляет

Педиатры,терапевты.

неврологи ( детские, взрослые)

ЛОР-врачи,сурдологи.

Медицинский центр неврологической диагностики "АИСТ"
680042
Хабаровск
ул. Салтыкова-Щедрина, 83
+ 7 (999) 087 66 70