Медицинский центр неврологической диагностики "АИСТ"

Мы работаем с пн-вс 09.00 - 20.00 без выходных.

Прием пациентов только по предварительной записи

ЗАПИСЬ ПАЦИЕНТОВ С 9.00 - 22.00

+ 7 (999) 087 66 70

г. Хабаровск

ул. Салтыкова-Щедрина 83

aist.newrolog@yandex.ru

Связаться с нами

Зрительные вызванные потенциалы

Здравствуйте, я врач центра неврологической диагностики «Аист» Суслова Наталья Федоровна

И сегодня, мы начинаем цикл передач посвященных методам диагностики состояния центральной, периферической нервной системы .

И начнем с такой методики –как вызванные потенциалы, а именно зрительные вызванные потенциалы.

Дело в том, что в процессе развития (психического, эмоционального, двигательного, интеллектуального) на долю зрения приходится около 70%- мы своеобразные визуалисты.

Но вся беда в том, что при рождении зрительная система еще до конца не сформирована .

И если мы начнем разбираться до какого «этажа» головного мозга доходят зрительные пути при рождении- то выясняется,что до коры-то они пока и не доходят .И для сравнения- это как бутон цветка- он готов раскрыться, расцвести и для этого у него уже все есть- и ствол и лепестки и пестики с тычинками- НО! нужно время.

Начало зрительного восприятия – это глаз, а именно с глазное дно, где располагаются ганглиозные клетки, от которых отходят отростки- аксоны, формирующие зрительный нерв.

Волокна, вернее их небольшая часть, зрительного нерва поднимаются вверх к среднему мозгу- а именно верхним буграм 4-холмия – ответственных за примитивный зрительный -страт -рефлекс. К примеру, если к ребенку неожиданно поднести яркий источник света, то это сопровождается эмоционально-моторным возбуждением. К слову сказать, в находящихся рядом нижних буграх-4-холмия, слуховой старт-рефлекс.

Еще одна часть зрительных волокон идет к супрахзиазмальному ядру - ответственного за суточные ритмы: чтобы вовремя ложиться спать и просыпаться. Потому что здесь ,под действие света, образуется такой медиатор, как серотонин, из которого ночью, посредством 2-х химических реакций образуется гормон мелатонин - благодаря которому мы засыпаем.

С этих позиций прогулки с детьми, несомненно, полезны. Равно как и их родителям.

И наконец, большая часть волокон устремляется в латеральное коленчатое тело, и отсюда в корковое зрительное поле, куда стекается основная масса зрительной информации. На этом и остановимся.

Дело в том, что к моменту рождения именно корковая часть зрительного анализатора недостаточно сформирована. Только при условии успешной работы проводящих зрительных путей (о них сказано выше), импульсы в головной мозг буду поступать в полном объеме и стимулировать развитие зрительных полей .А по-другому никак.

Клетка зрительной коры развивается и выполняет свою функцию только тогда , когда есть четкая связь с источником света. По-другому заставить специлизированно (переработка зрительной информации) работать головной мозг- нельзя.

Если нейрон зрительной области не получает специализированной- зрительной- информации, он не умирает, нет. Он используется мозгом для передачи других импульсов –к примеру двигательных ( на анализ которых приходит до одной трети неокортекса)

Итак, у нас идеальный случай- все звенья зрительного восприятия целы- световой импульс попав в клетки зрительного поля затылочной доли, стимулирует активные обменные процессы, следствием чего является развитие и образование новых связей (называется это процесс- синаптогенез)- с соседними клетками других зрительных полей (18,19 поля -чья функция в определении цвета, формы предметов), а затем - с двигательными, слуховыми полями ( расположенных в лобной, височной долях головного мозга).

Самый активный период связеобразования- 1-й год жизни ребенка.

Это можно проиллюстрировать на примере:

окружность головы ребенка при рождении 34 см , а уже к году достигает 47см. Не за счет увеличения количества нервных клеток - их число сколько при рождении есть(150-240млрд), столько и остается. А за счет образования новых связей.

Если провести аналогию, то 17 поле- это ,к примеру, крупная я железнодорожная станция, куда по рельсам (зрительным путям) пришел большой состав с вагонами (зрительная информация- в каждом вагоне своя).

От станции ( затылочной доли) вагоны (а в них переработанные зрительные импульсы) разъезжаются по пунктам назначения : часть в лобный отдел( где находятся двигательные области), тогда увиденное сопровождается движением (увидел игрушку- потянулся рукой), в височную область(ею мы слышим) - услышал вашу инструкцию , выбрал нужный предмет (воспользовавшись зрением) и протянул Вам (лобный отдел.) . Но это связи видимые и очевидные при выполнении четких задач.

Но в процессе взросления, полученная зрительная информация проходит когнитивную (интеллектуальную) обработку.

А это уже благодаря связям затылочной области с теми полями, которые есть только у человека, а именно верхняя и нижняя теменные отделы, префронтальная кора, где происходит интеллектуальная обработка стимулов ( с использованием памяти, образов, алгоритмов поведения и прочее).

В дальнейшем – связи, проложенные в детстве между областями головного мозга - увеличиваются в процессе обучения в школе, институте, чем их больше и разнообразнее (длина связей внутри полушарий мозга достигает 10-15см, от головного мозга спинного достигают 1м -1м 20см ) -тем успешнее происходит процесс обучения.

Таким образом - если проведение в зрительных путях нарушено, то к сожалению, задержка психического, двигательного, речевого развития - ожидаема.

Чем же мы можем помочь?

И здесь мы возвращаемся к началу нашей беседы, а именно , к методу диагностики состояния зрительного анализатора- зрительным вызванным потенциалам(ЗВП).

Существуют 2 вида ЗВП.

Зрительный вызванный потенциал на вспышку

- который применяется у детей (от рождения до 2-3-х лет), взрослых - при невозможности фиксации взгляда, либо дополнительно ( по результатам зрительного потенциала на паттерн) .

Зрительный вызванный потенциал на паттерн

(паттерн в переводе картина), когда мы более углубленно оцениваем проведения ( центральное, периферическое , корковое восприятие).

Цель проведения исследования:

Связь зрительных структур (нерва) и головного мозга сохранена(?) Как к примеру у детей недоношенных, с тяжелым анамнезом с риском развития( развития) ретинопатии ввиду отслойки сетчатки, свет, попадающий в глаз не проходит в головной мозг. Ну к примеру – это все равно что посадить в землю березу с мощной кроной, но без корня.

Если ответ получен, то насколько он соответствует данному возрастномупериоду.

Насколько успешно использует ребенок зрительный анализатор при выполнении когнитивной задачи (когнитивный вызванный потенциал на зрительный образ). Особенно рационально проведение при подготовке к школе.

На каком этапе нарушено зрительное восприятие - сетчатка, стволовые структуры, кора головного мозга ( первичная зрительная кора- 17 поле ).

Подозрение на амблиопию

Косоглазие (решается вопрос причины – из - за мышечной дисфункции, либо нарушение зрительного восприятия)

Насколько эффективно проводимое лечение. Как происходит восстановлениенарушенной функции. Стоит ли изменить схему лечения.

При подозрении на демиелинизрующую патологию ( при рассеянном склерозе зрительный, слуховой, соматосенсорный вызванный потенциал - входит в стандарт достоверности диагноза)

Острая потеря зрения (дифференциальный диагноз аггравации).

При выполнении зрительного вызванного потенциала получаем один из 2-х возможных ответов:

-проведение в зрительных путях не нарушено, и соответствует возрастной норме.

-выявлены нарушения проведения , на конкретном уровне (зрительный нерв, корковые области).

Возраст пациентов

- дети (от рождения, особенно при отягощенном перинатальном анамнезе, недоношенные )

-взрослые ( особенно при подозрении на демиелинизрующую патологию - особенно рассеянный склероз, ретробульбарный неврит

Медицинский центр неврологической диагностики "АИСТ"
680042
Хабаровск
ул. Салтыкова-Щедрина, 83
+ 7 (999) 087 66 70