Медицинский центр неврологической диагностики "АИСТ"

Мы работаем с пн-вс 09.00 - 20.00 без выходных.

Прием пациентов только по предварительной записи

ЗАПИСЬ ПАЦИЕНТОВ С 9.00 - 22.00

+ 7 (999) 087 66 70

г. Хабаровск

ул. Салтыкова-Щедрина 83

aist.newrolog@yandex.ru

Связаться с нами

ЭЭГ , дифференциальный диагноз при нарушении слуховосприятия и синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Анатомо-физиологические особенности слуховосприятия.

   Головной мозг за первый год жизни увеличивается в 2 раза. Но это не значит, что он готов  к восприятию всех сигналов.
       Слуховая система  только с 4-х месячного возраста ребенка начинает срабатывать. 
Оссификация (кальцинация) слуховых косточек происходит ближе к 7 месяцам.
К 7-9мес- устанавливаются связи слуховоспринимающих структур не с корой, т. е. слова какой хороший мальчик или девочка — в этом возрасте- это фантастика, ребенок  не может это понять. А воспринимает он только тембр голоса матери ,и к этому моменту связи доходят только до нижних бугров 4-холмия крыши среднего мозга .То есть-это не осмысленное восприятие.
         А вот чтобы понять, нужно связям сперва дорасти до корковых центров (44 и 45 поля). И происходит это к году, когда ребенок , обычно и начинает говорить. После этого легко понять, что прослушивание музыкальных композиций будующими мамочками с целью обучить плод музыкальной грамоте- не имеет под собой анатомо-физиологической подоплеки.Но это еще не все. 

Слуховосприятие сопровождается увеличением слуховых полей :44 поле в 24 раза 45 поле в 180 раз. Увеличение объема полей происходит как за счет непосредственного укрупнения клеток, так и  связей  между соседними клетками и областями (двигательной , чувствительной, зрительной).
А теперь самое интересное- связи образуются только по требованию. Что это значит? Если слуховая система не задействована- звуковой сигнал по слуховому нерву передается не в полном объеме (это возникает у детей с длительной желтухой, недоношенностью, внутриутробной инфекцией, воспалении внутреннего уха)- процесс образования связей (синаптогенез) замедляется, а ведь именно они в дальнейшем будут основой для речевой продукции, осознания того, что я  говорю и  осмысления происходящего.
         
Но может быть и другой вариант.
Норма- в плане восприятия на уровне всех слуховоспринимающих структур (внутренне ухо, ствол мозга , наконец корковые проекции) — а получается ребенок Маугли- ничем не интересуется, плохо говорит, живет в своем мирке. Почему?. Да потому, что им не занимались, слуховую систему в определенные периоды (есть возрастная педагогика) не нагружали. И в итоге- та же бедность синаптогенеза  в корковых центрах, ответственных за слуховосприятие, речь, обучение.

Итак, мы продемонстрировали 2 случая- в обоих нарушение высшей корковой функции- речи. Только в первом случае за счет патологии на периферическом (нерв) уровне. А во втором- из-за педагогической запущенности.
         И когда к нам приходят на диагностику подобные пациенты с жалобами на задержку речевого развития, косноязычие, невнимательность, плохую успеваемость в школе, громкую речь- наша задача в определении уровня нарушения слуховосприятия.
     
Либо это :
      Периферический отдел— внутреннее ухо, где находится 1-й нейрон слухового нерва, 
      Ствол(мост, нижние бугры крыши 4-холмия),
      Корковые отделы- куда в конечном итоге приходит слуховой сигнал и подвергается обработке (осмысление)- благодаря связям с            соседними отделами головного мозга. То есть происходит когнитивная обработка звуковых сигналов, являющаяся основой обучения. 


А теперь, мы продемонстрируем пример- пациент 8 лет, обратился в наш  центр с жалобами на неусидчивость, снижение успеваемости в школе. Вопросы сформированные лечащим врачом: Слуховосприятие страдает? На каком этапе нарушена когнитивная обработка слуховых сигналов ?
         Было решено провести диагностический поиск с использованием методик вызванных потенциалов (ВП)- длиннолатентный слуховой ВП (ДСВП), когнитивный ВП  (Р300) и рутинной электроэнцефалографии. 

Вызванные потенциалы
Когнитивные ВП P300

При исследовании  Р300- также, хороший сенсорный ответ, что указывает на сохранность направленного внимания. Однако, когнитивная волна — отражающая интегративную (интеллектуальную) обработку информации- изменена. То есть количество связей (синасов) между виском (речевые центры) и соседними отделами (лоб, затылок, темя)-недостаточно для успешной обработки информации.





Вызванные потенциалы
Длиннолатентные слуховые ВП

При исследовании  ДСВП- выделен четкий корковый слуховой ответ с хорошей суперпозицией 
(повтором) волн при повторных усреднениях (стимулах). Что свидетельствует о нормальном слуховосприятии на корковом уровне (импульс в кору при стимуляции слухового нерва- приходит вовремя)

Электроэнцефалограмма

     Выражены изменения в виде нарушения пространственной организации биоэлектрической активности , слабой представленности  основного ритма коры.
     И наконец- локальное снижение электрической активности типа в висках, прецентральном отделе.


И теперь, суммируя данные исследования, мы отвечаем на вопросы лечащего врача: 
    1) Слуховосприятие (проведение от слухового нерва до головного мозга)- не нарушено.
     2) Нарушение внимания и процесса обучения у данного пациента обусловлено задержкой формирования корковых связей (в частности между  слуховой корой и лобными , теменными отделами).

     Таким образом, установленный лечащим врачом диагноз :Резидуальная энцефалопатия с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)- объективно доказан. 
     И самое главное- у пациента есть базовые показатели (Р300, ЭЭГ), с которыми в дальнейшем сравнивая, можно судить об эффективности лечения.

Медицинский центр неврологической диагностики "АИСТ"
680042
Хабаровск
ул. Салтыкова-Щедрина, 83
+ 7 (999) 087 66 70